1. На стройку.
Был конец марта 1948 года. Весенняя распутица прервала сообщение железной дороги. Грузы, горючее и люди уже несколько дней не могли дождаться транспорта на Ловозеро. Дорогу развело.
Но Ловозеро и стройка не могли жить без связи с железной дорогой. Со станции Пулозеро в Ловозеро и на Ильму нужно было направить грузы. Людям требовались продукты, строительству - материалы, транспорту - горючее. Грузы скапливались на станции. Машины не проходили, дорожной техники не было, самодельный угольник, сваренный из рельс уже не мог помочь. Пришлось, невзирая на погоду и состояние дороги решать вопрос отправки транспорта. Начальник строительства Гордеев дал команду готовиться в путь. Колонну составили из трех тракторов и двенадцати автомашин. На прицепах и машинах, нагруженных до отказа, везли цистерны с горючим, тюки с мануфактурой и спецодеждой, прессованное сено, запчасти…
Ждали возможности добраться до стройки и люди. Всего собралось 52 человека. Они разместились на тюках, ящиках и бочках, примостившись, кто где мог.
От Пулозера, 80км., колона тащилась три дня. В снегу, в воде по колено, проваливаясь в ямы и кюветы, шла, ехала и помогала двигаться машинам кучка озябших и голодных людей.
В первый же день пути у "Американских Горок", как прозвали шоферы участок дороги с короткими, но го крутыми подъемами и спусками, произошла авария. С одной стороны дороги под тяжестью трактора просел наст льда. Гусеницы прошли, а колеса тяжелого прицепа провалились по ось и он, медленно накреняясь, завалился на бок. К счастью тракторист сразу остановил трактор, и тот не протащил опрокинувшегося прицепа. Людей и тюки сбросило в сторону. К сумеркам добрались только до 20-го км.
Русскому человеку свойственно не терять чувство юмора даже в самые тяжелые минуты, особенно есть случай посмеяться над самим собой. Утром всех разбудил хрипловатый басок балагура и остряка Лаптева: - Подъем! Спешите занять плацкартные места согласно купленным билетам!..
Болело все тело, познабывало, не хотелось идти опять в слякоть и холод, но хотелось другого - скорее закончить этот путь. Подобрали остаток ужина. Греть воду уже не было времени: спешили хоть сколько-нибудь продвинуться по утреннему морозцу. После вчерашнего случая, боясь аварии, больше шли пешком. Теперь, на особо опасных местах, когда крен машин становился угрожающим, к машинам крепили концы веревок и тросов и люди, идя за кюветами, натягивали их, не давая машинам опрокинуться на бок.
Так, то на машинах, то держась за них, то поддерживая их, не обогреваясь и не отдыхая, двигалась колона вперед. Вторые сутки были труднее и голоднее. Дорожные припасы иссякли. Привалов не делали. Кончилось и курево.
С утра до ночи, шаг за шагом, ощупью пробирались трактора, ведя за собой колонну. Молчаливый "Батя" Тарыгин, которому, выражая свое уважение, шоферы уступили дорогу, Лаптев - богатырь подстать Тарыгину, маленький Триполец и другие вторые сутки не выпускали рычагов из рук, не ослабляли внимания и лишь туже подтягивали пояса.
И вот второй день подошел к концу. Для остановки выбрали место повыше и посуше, но костра не развели. Прикорнул кто где. Бухгалтер экспедиции за второй день пути постепенно вытащил все московские гостиницы, оставив детям всего лишь горсть конфет.
А с утра опять.
- А ну, вербованные, слазь! Любишь кататься, давай и саночки возить. - Выкрикивает свои шуточки Саша Лаптев. Шутку подхватывают и вербованные, так же величая друг друга. За ночь ноги не высохли. Желудки не стали сытнее.
К третьей ночи добрались до развилки дороги к 5 км. Оставаться на ночь, когда уже близок поселок, было обидно, а двигаться мешала уже наступившая темнота. Смастерили факелы и несли их впереди тракторов. Несли, спотыкаясь и проваливаясь в ямы, шатаясь от усталости, ослепленные светом горящей солярки…
Дорога кончилась. Приехали разные люди, которым предстояло вместе жить и помогать друг другу, быть одним коллективом.
Материал предоставлен
Центральной Городской Библиотекой
По некоторым статьям невозможно
определить их источник.
В основном это газеты:
"Горняк" и "Ловозерская правда"
Copyright © Cайт о поселке Ревда Мурманской области Все права защищены.